aleksey-delfinn (aleksey_delfinn) wrote,
aleksey-delfinn
aleksey_delfinn

Category:

Тема недели № 63 Грузовики и автобусы. Санитарный ПАЗ-672М. «Лишь бы не было войны».

ПАЗ-672М – модернизированная версия автобуса ПАЗ-672 с увеличенным ресурсом до капитального ремонта. Внешних отличий от поздних ПАЗ-672 (без буквенного индекса) практически не имел. Автобусы использовались в основном «в глубинке», на районных и пригородных маршрутах. В крупных городах использовались, как правило, в качестве служебных автобусов, ритуального транспорта, позже – как маршрутное такси.

ПАЗ-672М-01.jpg

Для песочницы.

Альтернативная история от «Советского автобуса»
Эта модель воспроизводит то, чего никогда не было. Нет, речь не о косяках, хотя такой странной формы воздухозаборников на мордочке у ПАЗиков тоже никогда не было. А не было, к счастью, таких санитарных автобусов потому, что не было войны. Не «исполнения интернационального долга», не «контртеррористических операций», не «восстановления конституционного порядка», не «принуждения к миру» и т. д., а полномасштабных боевых действий. И слава Богу. А вот случись в конце прошлого века что серьёзное, гражданские ПАЗики, переоборудованные с помощью УСО или ТСО в санитарные, в вполне могли быть.

УСО (универсальное санитарное оборудование) и ТСО (транспортно-санитарные комплекты оборудования) – типовые комплекты для установки на обычные пассажирские автобусы.

Комплект УСО состоит из двух секций (каждая позволяет разместить 9 чел. на носилках в три яруса). Секции собираются из раздвижных металлических дуг и брезентовых лямок со специальным креплением для унифицированных сан. носилок и устанавливаются внутри автобусов. В комплект УСО входят светомаскировочные шторы, бачки для питьевой воды, подкладные судна и мочеприемники. Автобусы имеют вмонтированные (на заводах) закладные детали, к к-рым после демонтажа сидений, поручней и других элементов внутреннего оборудования автобусов крепятся одна — три секции УСО или только часть их. Осваивается выпуск нового упрощенного типового санитарного оборудования (ТОО), комплект которого состоит из трех одинаковых секций. Бригада из трех человек может переоборудовать автобус с установкой одной секции за полтора–два часа (Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание).

ПАЗ-672-БМЭ.jpg
Картинка из статьи «Автомобильный санитарный транспорт» Большой Медицинской Энциклопедии

Как утверждает медицинская энциклопедия, вышедшая в 1974–1988 годах, наиболее распространенными типами пассажирских автобусов, которые можно было легко приспособить для медицинской эвакуации, являлись автобусы Павловского автозавода ПАЗ-672 и автобусы Львовского автозавода ЛАЗ-695. Герой нашего обзора мог бы, в случае чего, принять «на борт» от 18 до 25 раненых или поражённых ядерным, химическим или бактериологическим оружием.

ПАЗ-672М-спас.jpg
Салон автобуса ПАЗ-672, оснащённый ТСО.

ЛиАЗ.jpg
А вот так выглядит комплект ТСО в салоне ЛиАЗа. Что характерно, фото взято из частного объявления. И таких объявлений, где за копейки продают комплекты ТСО с хранения в сети не счесть...

Такой вот санитарный автобус пару лет назад решила воспроизвести модельная контора «Советский автобус».

ПАЗ-672М-02.jpg

В отличие от «канонической» картинки из энциклопедии, где был изображён ранний ПАЗ-672 (до доработок 1972 года), СовА изобразила ПАЗ-672М (ну, что было, то и перекрасили). Всё те же непонятной трапециевидной формы воздухозаборники, те же кондовые (зато мягкие и антивандальные) кронштейны зеркал, всё та же нарисованная краской передняя прямоугольная светотехника.

ПАЗ-672М-03.jpg

Автобус получил защитную окраску приятного матового зелёного цвета, замазанные иллюминаторы в скатах крыши и куски какой-то синтетической «дерюги» под стёклами, изображающие те самые светомаскировочные шторы из комплекта УСО/ТСО (заодно скрывающие обычный пассажирский салон, оставшийся в наследство от предыдущих Совиных ПАЗиков).

ПАЗ-672М-04.jpg

Ну и на боковых и задней поверхностях автобуса появились красные кресты в белых кругах, как это положено иметь на санитарном транспорте согласно Женевским конвенциям 1949 г.

ПАЗ-672М-05.jpg

ПАЗ-672М-06.jpg

ПАЗ-672М-07.jpg

ПАЗ-672М-08.jpg

ПАЗ-672М-09.jpg

ПАЗ-672М-10.jpg

В той же статье «Автомобильный санитарный транспорт» Большой Медицинской Энциклопедии упоминается и плавающий колесный транспортер ЗАЗ-967 (ЛуАЗ-967М).

ПАЗ-672М-11.jpg

Если задача транспортёра – вывести раненого с переднего края обороны, то задача санитарных автобусов заключается в эвакуации раненых и поражённых в глубокий тыл по дорогам общего пользования. Вот для такой задачи и сгодятся мобилизованные обычные пассажирские машины.

ПАЗ-672М-12.jpg

А между этими двумя крайними классами эвакуационных машин – санитарные автомобили полкового звена военно-медицинской службы, роль которых исполняли и исполняют УАЗы, прозванные в народе «таблетками».

ПАЗ-672М-13.jpg

ПАЗ-672М-14.jpg

ПАЗ-672М-15.jpg

ПАЗ-672М-16.jpg
ТПК ЛуАЗ-967М из «Автолегенд», УАЗ-450А из «Автомобиль на службе» и ПАЗ-672М от «Советского автобуса». В стандартный зелёный защитный цвет Советских Вооружённых Сил не попал никто. Но матовый окрас ПАЗика имеет приятный оттенок.

Вообще-то изделия от «Совы» мне в большинстве своём не по душе. Но вот «Пингвина» мне сразу захотелось взять (и взял). Да и к санитарному долго присматривался, уж как-то мне он иррационально приглянулся. Ну и в конце концов один из не скажу каких костромских лабазов сделал ценовое предложение, от которого я не смог отказаться, закинув его в корзину до кучи при прошлом заказе. Может как-нибудь созрею и до полноприводного ПАЗ-3201 к ним в компанию. Но ему надо подвеску «лифтануть» однозначно.

ПАЗ-672М-17.jpg

Кстати. Эти две машины немного роднит кое-что ещё, и «Пингвин» тоже имеет некое отношение к фронтовой медицине. После 1989 года азербайджанцы на Бакинском заводе специализированных автомобилей (БЗСА, позже – БакАЗ) рефрижераторы ПАЗ-3742 (те самые «Пингвины», которые там производились с 1978 года) переделывали в пассажирские автобусы БакАЗ-3219. А уже на базе этих «барбухаек» выпускали передвижные медицинские лаборатории, которые отправляли на фронт в ходе «Карабахской войны» 1992–1994 годов...

ПАЗ-672М-18.jpg

Вот и сказочке «альтернативной истории» от «Советского автобуса» конец, а кто слушал досмотрел до конца – молодец.

ПАЗ-672М-19.jpg

• Базовая модель: ПАЗ-672
• Предприятие-изготовитель: ПАЗ, Павловский автобусный завод им. А. А. Жданова
• Годы выпуска: 1968–1989
• Модификация: ПАЗ-672М (1982–1989 годы)
• Число мест: для сидения 23, общее 37, в часы пик 45
• Эваковместимость автобуса, оснащённого универсальным санитарным оборудованием (УСО): от 18 до 25 раненых или поражённых
• Мощность двигателя: 115 л. с.
• Максимальная скорость: 80 км/ч
• Количество выпущенных автобусов ПАЗ-672М: 90 645
• Модель 1/43: Советский автобус № 6900078130002 ПАЗ-672М санитарный

Tags: автобус, автомобиль в погонах, паз, песочница, советский автобус
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments